В Санкт-Петербурге
(812) 347·78·78
В Москве
(495) 721 · 84 · 55

Опасные грузы: классификация и требования для перевозки.

Опасные грузы

Опасные грузы   Все большую популярность в настоящее время приобретает использование почти во всех сферах экономики, особенно в производстве, синтетических веществ. Соответственно, растет потребность в их перевозке, в том числе и автомобильным транспортом. При этом основная часть синтетических веществ относится к категории опасных грузов.

   Согласно нормативным актам к опасным грузам относят такие вещества, которые при транспортировке, осуществлении погрузки-выгрузки, хранении могут стать причиной чрезвычайной ситуации, такой как пожар или взрыв, могут нанести повреждения зданиям, сооружениям, складам, устройствам, самому транспортному средству, а также повлечь увечья, ожоги, отравление, облучение или гибель людей (животных).

   Основным правовым документом, регламентирующим транспортировку опасных грузов, считается Европейское соглашение, в котором подробно изложены правила перевозки таких грузов автотранспортом или, как его еще называют, ДОПОГ. Эти правила регламентируют международные перевозки и действуют на территории государств, подписавших соглашение, при пересечении хотя бы двух из них. Как правило, национальные нормативные акты соответствуют ДОПОГ, но могут, конечно, иметь собственные особенности. ДОПОГ разрабатывался с целью максимального повышения безопасности на дорогах при транспортировке опасных грузов, а также с целью упрощения номенклатурных процедур. Для достижения этих целей в документе разработана единая классификация и система требований, применяемых при перевозке опасных грузов.

   В нашей стране, кроме требований ДОПОГ, существуют еще нормативные акты, в которых предусматривается специальное обучение водителей особенностям перевозок опасного груза, описаны все требования, предъявляемые к такого рода перевозкам.

Действующая на территории России классификация опасных грузов.

   В соответствии с нормами ГОСТа 19433-88, опасные грузы принято делить на 9 классов:

   К 1 классу относятся взрывчатые вещества, которые в ходе химической реакции могут привести к взрыву. Например, пиротехнические изделия.

   Ко 2 классу относятся газы, которые, в свою очередь, делятся на сжатый, сжиженный, охлажденный сжиженный, растворенный газ, а также аэрозольные баллончики.

   К 3 классу относят легковоспламеняющиеся жидкости, в том числе и взрывчатые жидкости.

   К 4 классу относятся твердые легковоспламеняющиеся и самовозгорающиеся соединения, а также вещества, выделяющие газы при соприкосновении с водой.

   К 5 классу относят разного рода окисляющие вещества и пероксиды.

   К 6 классу относятся инфекционные и ядовитые вещества.

   К 7 классу относятся все виды радиоактивных материалов.

   К 8 классу относятся кислоты, щелочи и другие едкие и коррозийные вещества.

   К 9 классу относят все прочие вещества, которые являются опасными и не подходят под вышеперечисленные классы.

   Каждый класс подразделяется на подклассы, за исключением 7. Еще в данном ГОСТе имеется перечисление особо опасных грузов, а это не менее трети всех перевозимых автотранспортом опасных грузов.

   В ДОПОГ-2003 содержится перечень веществ и материалов, относимых к опасным грузам, состоящий из около 2000 позиций и постоянно дополняющийся, так как регулярно увеличивается производство новых синтетических веществ.

Основные требования к перевозке опасного груза.

   Перед перевозкой груз необходимо должным образом маркировать, что является обязанностью грузоотправителя. Маркировка должна соответствовать стандартам, быть долговечной, разборчивой. Ее должно быть видно при любом положении тары. Для маркировки грузов 1, 2 и 7 классов опасности обязательно указание отгрузочного наименования.

   Существует целая система информирования об опасности при транспортировке опасного груза, в которую входит:


   Автомобили, перевозящие опасные грузы, должны отвечать ряду требований. К ним относится обязательное наличие хотя бы одного противооткатного упора, соответствующего массе и габаритам автомобиля, по крайней мере, двух предупреждающих знаков с независимой опорой и подсветкой, спецформы яркого цвета и карманных фонарей для членов экипажа.

   Автопоезд, перевозящий опасные грузы, может состоять только из одного прицепа (полуприцепа). Если опасный груз перевозится в цистернах, обязательно оборудование ТС специальным бампером для предохранения от удара сзади. Минимальное расстояние от крайней точки цистерны для расположения бампера – 10 см.

   Особые требования предъявляются к техническому состоянию автомобиля. Тормозная система должна быть износостойкой, обязательно наличие ее аварийного аналога, а для автомобилей общей массой более 16 т обязательна антиблокировочная система тормозов.

   Немаловажна защита всех электрических цепей предохранителями, ограничителями или выключателями, особое внимание уделяется оборудованию приспособлением для отключения аккумуляторной батареи из кабины водителя.

   Все нагревающиеся детали должны исключать возможность воспламенения груза. Топливные баки должны быть оборудованы противоударной защитой, а в случае повреждения топливо должно вытекать исключительно на землю. Выхлопная система также должна отвечать нормам безопасности, исключая перегрев или повреждение груза.

   Автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован, по меньшей мере, одним огнетушителем, предназначенным для тушения пожара в двигателе или другой части ТС, и еще одним огнетушителем, способным потушить загоревшийся груз.